И я не понимаю, почему вы считаете, что владея акциями, можно не занимать чью-то сторону. Ножницы видны во всей красе - повышение налогов, в том числе за счёт не налоговых изъятий и повышение стоимости обслуживания долга.
В 2014 г. были: удорожание кредитов, падающая нефть, Сечин против ЦБ, санкции, предстоящее повышение налогов (НДФЛ на дивиденды), инфляция. Реальная (сверх ИПЦ) доходность MCFTR за 10 лет - 5,43% годовых.
В 2018 г. были: предстоящее повышение налогов (НДС), повышение ставок ЦБ РФ и ФРС, санкции. Реальная доходность за 6 лет - 1,94% годовых.
Ладно, в конце 2021 г. ощущались предпосылки для cash crunch, тогда я даже частично вышел из акций. Но, во-первых, февральский обвал 2022 г. на Мосбирже больше напоминал обвал-1987 на NYSE: технично, но без фундаментальной подоплеки (EPS по индексу в 2022 г. снизился всего на 23%, а индекс падал в 2,5 раза). Во-вторых, тогда кэш действительно оказался самым недооцененным активом, а сейчас кэша в портфелях предостаточно.
Общий вывод таков: на хронически дешевом рынке имеется запас прочности, и нужен совсем уж лютый негатив, чтобы вывести долгосрочный результат в минус.
По-моему, крайний отчёт лукойла за 9м, из которого можно предположить финальные дивиденды за 24 год в размере 300 руб, что потянет акцию на 5000, а также окрик Сечина этим летом, о невозможности вести бизнес с последующим выпуском юаневых облигаций Роснефтью на 15 млрд и есть те признаки, которые явно говорят, что при продолжении конфликта, фондовый рынок будет медленно снижаться.
Наверное, для любимых народом дивидендных фишек это отчасти так. Тут популярность транслируется в премию к цене: грубо говоря, P/E у них в диапазоне 3-4, хотя сейчас можно собрать достаточно широкий портфель с P/E 2-3. Именно здесь выравнивание возможно. Но я не вижу здесь причины выходить вместе со всеми в долговые инструменты, принимать инфляционный/процентный риск и бояться потом не успеть на обратный рейс.